✉ Bankir@banksinfo.kiev.ua ✉ Digital@banksinfo.kiev.ua
- Новости
- Просмотров: 425
Реформа НБУ в обмен на кредит МВФ
Верховная Рада 19 октября приняла во втором чтении и в целом три закона (№5850, №5852 и №5853), которые усиливают институциональную независимость Национального банка. Но дело не только в стремлении парламентариев наделить НБУ большей свободой. Эти законы были необходимы для выполнения обязательств перед Международным валютным фондом для получения очередного кредитного транша. Ведь действующая программа сотрудничества с МВФ истекает уже 8 декабря.
Накануне голосования советник президента Олег Устенко заявил, что "украинская власть достигла соглашения с МВФ на уровне персонала, однако для одобрения транша советом директоров Фонда необходимо выполнить дополнительные условия... Первое условие - это изменения в закон о Национальном банке для повышения независимости НБУ. Вторая - усиление антикоррупционной инфраструктуры".
По его словам, после выполнения этих условий совет директоров МВФ может выделить $ 700-750 млн. "Они (деньги) у нас в кармане, как только мы выполняем эти дополнительные обязательства", - сказал Устенко.
Теперь одно из двух условий власть выполнила.
Соавтор этих трех революционных законов, председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев отмечает, что все они направлены на усиление независимости Нацбанка.
"Законопроекты нужны, чтобы курс был стабильным, а инфляция была в пределах разумного, чтобы украинцы доверяли гривне. Чтобы ни президент, ни кто другой не мог снять трубку, перезвонить главе Нацбанка и сказать: "Давай менять курс". А тот сам планировал независимую деятельность Нацбанка, учитывая золотовалютные ресурсы и макропрогнозы", - пояснил суть принятых документов Гетманцев.
Важнейшим из пакета есть законопроект №5850, за который проголосовали 255 депутатов преимущественно из фракций "Слуга народа", "Голос" и "Доверие".
Среди прочего, он призван увеличить влияние НБУ, уменьшив полномочия Совета Нацбанка, члены которого назначаются по квоте парламента и президента. В частности, отныне Совет НБУ не сможет оценивать работу Правления, осуществлять анализ влияния денежно-кредитной политики НБУ на социально-экономические процессы в государстве и давать рекомендации по изменению курса политики регулятора.
Кроме того, более жесткими станут ограничения в отношении потенциальных членов Совета НБУ - в их число не будут попадать лица, которые ранее привлекались к уголовной ответственности и те, кто в прошлом руководили банками-банкротами.
Закон также конкретизирует основания для увольнения главы Нацбанка и его заместителей.
Отныне НБУ наделяется новыми полномочиями по осуществлению проверок банков и инкассаторов по таким направлениям, как соблюдение порядка ведения кассовых операций, инкассации средств, перевозки валюты и охраны помещений и ценностей.
Закон предоставляет право регулятору начислять проценты на средства, которые банки хранят в НБУ, улучшает управления курсом гривны и золотовалютным резервом, а также запрещает Нацбанку проводить операции по финансированию госбюджета.
Нацбанк получит возможность открывать и закрывать свои зарубежные филиалы и представительства, расширять представление интересов Украины в финансовой сфере за пределами страны.
Для Нацбанка вводится право (вместо обязанности) проводить взаимные консультации с правительством и исключается норма, согласно которой НБУ должен поддерживать экономическую политику правительства по статье 52 закона о Нацбанке.
Глава НБУ Кирилл Шевченко приветствовал принятие закона, отметив, что изменения будут иметь положительное влияние на деятельность и уровень корпоративного управления Национального банка, а также усовершенствуют взаимодействие между Советом и Правлением НБУ.
"Усилится наша финансовая независимость, мы также сможем в полной мере использовать все инструменты управления золотовалютными резервами, эффективнее и профессиональнее выполнять свои функции в этой сфере", - заявил главный банкир страны.
В свою очередь, глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин еще раньше призвал прекратить вносить изменения в закон о НБУ, поскольку, по его мнению, они "мешают регулятору нормально работать". По его словам, между 2015 и 2021 годами разного рода изменения в закон о Нацбанке вносились 30 раз, что не могло не сказаться на стабильности банка.
"Никогда не будет работать организация в нормальном режиме, если она знает, что ее ждет очередная смена той или иной законодательной нормы. Поэтому я думаю, что уже пора прекращать нам перманентные изменения в законе о Нацбанке, обеспечить в первую очередь законодательную стабильность и работать", - заявил глава Совета НБУ.
Менее дискуссионными, но не менее важными стали законы №5852 и №5853. Они фактически дополняют предыдущий основной закон №5850. Один из них (№5852) вводит изменения в закон о публичных закупках, из-под действия которого исключаются закупки Нацбанком услуг юридического сопровождения дел за рубежом. Авторы закона объясняют эту необходимость слишком длительной процедурой закупки, из-за чего страдают интересы Национального банка в судебных международных спорах.
Еще один закон (№5853), который усиливает финансовую и институциональную независимость НБУ, вносит изменения в Бюджетный кодекс. Им меняется суть коммуникации Нацбанка с Кабинетом министров в ходе подготовки бюджетной декларации. Ранее НБУ подавал прогнозы своих доходов, на основании которых Минфин готовил бюджетную декларацию и рассчитывал доходы бюджета.
Теперь Национальный банк ежегодно до 1 марта будет предоставлять Кабмину, парламенту и президенту информацию об ориентировочном прогнозе части прибыли, которая будет подлежать перечислению в государственный бюджет. При этом такая информация подается Нацбанком исключительно в порядке информирования.
Эти изменения объясняются тем, что предыдущая норма опосредованно оказывала давление на Национальный банк. Давая определенный прогноз на следующие три года, в частности по части прибыли, которая подлежит перечислению в государственный бюджет, НБУ был поставлен в условия необходимого выполнения предоставленных им прогнозов. Отныне выполнять план не требуется.
Напомним, все три упомянутые законопроекта о НБУ в первом чтении Верховная Рада приняла 9 сентября.
В частности, законопроект №5850 был разработан во исполнение письма о намерениях и Меморандума с МВФ об экономической и финансовой политике.