☎️ +38 (067) 501-01-66    ☎️ +38 (050) 523-56-46
Bankir@banksinfo.kiev.ua  ✉ Digital@banksinfo.kiev.ua
Image
Image
Image
kbs-izdat.com
Image

Реформа НБУ в обмен на кредит МВФ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Нацбанк станет более независимым и самостоятельным игроком - он получил возможности опираться в своей деятельности на экономические реалии, а не на политическую конъюнктуру
НБУ стал более независимым (фото: finclub.net)

Верховная Рада 19 октября приняла во втором чтении и в целом три закона (№5850, №5852 и №5853), которые усиливают институциональную независимость Национального банка. Но дело не только в стремлении парламентариев наделить НБУ большей свободой. Эти законы были необходимы для выполнения обязательств перед Международным валютным фондом для получения очередного кредитного транша. Ведь действующая программа сотрудничества с МВФ истекает уже 8 декабря.

Накануне голосования советник президента Олег Устенко заявил, что "украинская власть достигла соглашения с МВФ на уровне персонала, однако для одобрения транша советом директоров Фонда необходимо выполнить дополнительные условия... Первое условие - это изменения в закон о Национальном банке для повышения независимости НБУ. Вторая - усиление антикоррупционной инфраструктуры".

По его словам, после выполнения этих условий совет директоров МВФ может выделить $ 700-750 млн. "Они (деньги) у нас в кармане, как только мы выполняем эти дополнительные обязательства", - сказал Устенко.

Теперь одно из двух условий власть выполнила.

Соавтор этих трех революционных законов, председатель Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев отмечает, что все они направлены на усиление независимости Нацбанка.

"Законопроекты нужны, чтобы курс был стабильным, а инфляция была в пределах разумного, чтобы украинцы доверяли гривне. Чтобы ни президент, ни кто другой не мог снять трубку, перезвонить главе Нацбанка и сказать: "Давай менять курс". А тот сам планировал независимую деятельность Нацбанка, учитывая золотовалютные ресурсы и макропрогнозы", - пояснил суть принятых документов Гетманцев.

Важнейшим из пакета есть законопроект №5850, за который проголосовали 255 депутатов преимущественно из фракций "Слуга народа", "Голос" и "Доверие".

Среди прочего, он призван увеличить влияние НБУ, уменьшив полномочия Совета Нацбанка, члены которого назначаются по квоте парламента и президента. В частности, отныне Совет НБУ не сможет оценивать работу Правления, осуществлять анализ влияния денежно-кредитной политики НБУ на социально-экономические процессы в государстве и давать рекомендации по изменению курса политики регулятора.

Кроме того, более жесткими станут ограничения в отношении потенциальных членов Совета НБУ - в их число не будут попадать лица, которые ранее привлекались к уголовной ответственности и те, кто в прошлом руководили банками-банкротами.

Закон также конкретизирует основания для увольнения главы Нацбанка и его заместителей.

Отныне НБУ наделяется новыми полномочиями по осуществлению проверок банков и инкассаторов по таким направлениям, как соблюдение порядка ведения кассовых операций, инкассации средств, перевозки валюты и охраны помещений и ценностей.

Закон предоставляет право регулятору начислять проценты на средства, которые банки хранят в НБУ, улучшает управления курсом гривны и золотовалютным резервом, а также запрещает Нацбанку проводить операции по финансированию госбюджета.

Нацбанк получит возможность открывать и закрывать свои зарубежные филиалы и представительства, расширять представление интересов Украины в финансовой сфере за пределами страны.

Для Нацбанка вводится право (вместо обязанности) проводить взаимные консультации с правительством и исключается норма, согласно которой НБУ должен поддерживать экономическую политику правительства по статье 52 закона о Нацбанке.

Глава НБУ Кирилл Шевченко приветствовал принятие закона, отметив, что изменения будут иметь положительное влияние на деятельность и уровень корпоративного управления Национального банка, а также усовершенствуют взаимодействие между Советом и Правлением НБУ.

"Усилится наша финансовая независимость, мы также сможем в полной мере использовать все инструменты управления золотовалютными резервами, эффективнее и профессиональнее выполнять свои функции в этой сфере", - заявил главный банкир страны.

В свою очередь, глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин еще раньше призвал прекратить вносить изменения в закон о НБУ, поскольку, по его мнению, они "мешают регулятору нормально работать". По его словам, между 2015 и 2021 годами разного рода изменения в закон о Нацбанке вносились 30 раз, что не могло не сказаться на стабильности банка.

"Никогда не будет работать организация в нормальном режиме, если она знает, что ее ждет очередная смена той или иной законодательной нормы. Поэтому я думаю, что уже пора прекращать нам перманентные изменения в законе о Нацбанке, обеспечить в первую очередь законодательную стабильность и работать", - заявил глава Совета НБУ.

Менее дискуссионными, но не менее важными стали законы №5852 и №5853. Они фактически дополняют предыдущий основной закон №5850. Один из них (№5852) вводит изменения в закон о публичных закупках, из-под действия которого исключаются закупки Нацбанком услуг юридического сопровождения дел за рубежом. Авторы закона объясняют эту необходимость слишком длительной процедурой закупки, из-за чего страдают интересы Национального банка в судебных международных спорах.

Еще один закон (№5853), который усиливает финансовую и институциональную независимость НБУ, вносит изменения в Бюджетный кодекс. Им меняется суть коммуникации Нацбанка с Кабинетом министров в ходе подготовки бюджетной декларации. Ранее НБУ подавал прогнозы своих доходов, на основании которых Минфин готовил бюджетную декларацию и рассчитывал доходы бюджета.

Теперь Национальный банк ежегодно до 1 марта будет предоставлять Кабмину, парламенту и президенту информацию об ориентировочном прогнозе части прибыли, которая будет подлежать перечислению в государственный бюджет. При этом такая информация подается Нацбанком исключительно в порядке информирования.

Эти изменения объясняются тем, что предыдущая норма опосредованно оказывала давление на Национальный банк. Давая определенный прогноз на следующие три года, в частности по части прибыли, которая подлежит перечислению в государственный бюджет, НБУ был поставлен в условия необходимого выполнения предоставленных им прогнозов. Отныне выполнять план не требуется.

Напомним, все три упомянутые законопроекта о НБУ в первом чтении Верховная Рада приняла 9 сентября.

В частности, законопроект №5850 был разработан во исполнение письма о намерениях и Меморандума с МВФ об экономической и финансовой политике.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image
Image