✉ Bankir@banksinfo.kiev.ua ✉ Digital@banksinfo.kiev.ua
- Новости
- Просмотров: 360
Новые владельцы: кто и как покупал банки в Украине и мире
спомним о нескольких интересных украинских и мировых кейсах, когда различные компании покупали банки, их акции и активы
В настоящее время регулятивная среда делает покупку существующего банка более удобной, чем открытие нового банковского учреждения. Но сколько же денег нужно, чтобы купить банк?
Стоимость покупки банка будет в основном зависеть от общей суммы активов и пассивов рассматриваемого банка, а также от коэффициента его прибыли. Цены могут значительно варьироваться в зависимости от этих и многих других параметров в банковской сфере. Как правило, при покупке банка придется расстаться примерно с $12–20 млн.
Также нужно будет обратиться в регулирующие органы, чтобы оценить статус, историю и соответствие банка, прежде чем начать переговоры о покупке. Если у банка есть активы, необходимо добавить их стоимость к базовой цене, а затем вычесть обязательства при оценке.
Покупка банка — довольно сложный процесс, и для беспрепятственного приобретения необходимо иметь при себе значительный капитал. Давайте вспомним о нескольких интересных украинских и мировых кейсах, когда различные компании покупали банки, их акции и активы.
Корпорация Nefco покупает 13,74% банка «Львов»
Северная экологическая финансовая корпорация (Nefco) стала новым акционером банка «Львов», который работает в основном в западном регионе Украины, с долей 13,94% в уставном капитале. Эта инвестиция помогла Банку «Львов» продолжить быть банком, у которого 100% иностранного капитала. Самый крупные акционеры банка — швейцарский инвестиционный фонд ResponsAbility Participations (48,56%) и частный инвестор из Исландии Маргеир Петурсон с долей в 37,47%.
Банк «Львов» — один из самых быстрорастущих банков в Западной Украине и ведущий кредитор микро-, малого и среднего бизнеса в регионе. За последние три года кредиты банка увеличились на 45%, а депозиты — на 30% ежегодно.
Nefco, «Зеленый банк Северных стран», является международным финансовым институтом, который финансирует первоначальное распространение «зеленых» решений Северных стран на мировых рынках. Основанная в 1990 году пятью странами Северной Европы, НЕФКО уже профинансировала и реализовала более 1500 проектов в области энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, чистой воды и санитарии, управления отходами и более чистых производственных процессов, среди прочего.
Meta купила товарный знак одноименного американского банка
В декабре 2021 года компания Марка Цукерберга Meta Platforms (экс-Facebook) купила товарный знак американского регионального банка Meta Financial Group (CASH.O). Сумма сделки составила $60 млн. Базирующаяся в Южной Дакоте Meta Financial Group заявила Комиссии по ценным бумагам и биржам, что она продала все активы торговой марки Meta компании Beige Key LLC, которая связана с Meta Platforms. Согласно заявлению, у Meta Financial и ее дочерней компании MetaBank будет один год, чтобы удалить Meta из своего названия и всего бренда. Компания, ранее известная как Facebook, подтвердила сделку с MetaBank о правах на название, но не стала более ничего комментировать.
Британская компания купила активы украинских банков–банкротов за 130 миллионов
В конце 2018 года пул активов Фонда гарантирования вкладов на 6,8 миллиарда гривен купила компания «Веста» за 131 миллион гривен. Эту компанию с британским капиталом создали 6 апреля 2017 года для предоставления финансовых услуг с уставным капиталом в 7 млн грн. 99% акций компании принадлежит Виктории Бондаренко, 1% – Андрею Волкову. Так, они купили пул из 35 кредитов Еврогазбанка, Дельта Банка и Актив-банка.
Китайская компания стала крупнейшим акционером Deutsche Bank
HNA Group, жадный до сделок китайский конгломерат, теперь владеет почти 10% Deutsche Bank. Это означает, что он обогнал королевскую семью Катара и стал крупнейшим акционером немецкого кредитора. Приобретение значительной доли в столпе европейских финансов является еще одним примером растущего глобального влияния Китая. В прошлом году китайские фирмы объявили о сделках с иностранными компаниями на сумму около $220 млрд, что намного больше, чем в любой предыдущий год.
В настоящее время HNA владеет 9,92% акций на сумму 3,4 млрд евро ($3,7 млрд). Эта инвестиция является одной из серии крупных денежных переводов по всему миру со стороны HNA, которая имеет интересы в широком спектре отраслей, включая авиалинии, отели и технологии.
Ричард Брэнсон купил банк
Сэр Ричард Брэнсон, миллиардер-предприниматель, глобальный филантроп и член совета директоров HuffPost Small Business, приобрел испытывающий трудности британский банк Northern Rock plc у британского правительства за $1,2 млрд. Приобретение превратило находящееся в затруднительном положении отделение розничных банковских услуг в бренд Virgin Money и фактически увеличило клиентскую базу Virgin Money до 4 миллионов человек.
Крайне важно иначе относиться к банкам на рынке, потому что они также работают по-разному. Есть две важные матрицы, которые помогают в оценке банков: цена к материальному балансу и цена к прибыли. Небольшие общественные банки обычно оцениваются по материальной балансовой стоимости, в то время как крупные банковские учреждения оцениваются по их доходам. Купить банк может быть не так просто, как купить другие компании. Правила в банковском секторе строгие, и процесс покупки нуждается в помощи опытных юристов, бухгалтеров и группы стратегических консультантов.
БОНУС: Почему возникают госбанки
В Украине доля государственных банков в целом росла во время экономических и финансовых кризисов. Впрочем, это характерно не только для Украины. Наиболее распространенная причина национализации частных банков или увеличения доли участия в их капитале со стороны государства — спасение системообразующих игроков (слишком крупных, чтобы обанкротиться), чьи проблемы могут нанести значительный вред всей экономике или финансовой системе.
Национализация частных банков для спасения экономики и финансовой системы
Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов привел к полной или частичной национализации частных банков правительствами ряда стран. Например, Латвия национализировала свой второй по величине банк — Parex Banka. Northern Rock и Bradford&Bingley были полностью национализированы правительством Соединенного Королевства. Аналогичные действия предприняли правительства Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Франции и Исландии.
Местным примером спасения системообразующего банка является национализация ПриватБанка, крах которого или неправомерная деятельность могли спровоцировать кризис всей банковской системы. Чтобы избежать таких последствий и защитить средства вкладчиков в случае отказа ПриватБанка от увеличения капитала (на 148 млрд грн) и задержки выплат по докапитализации в размере 14 млрд грн, правительство приняло решение о национализации в декабре 2016 года.
«Финансовое оздоровление»
Помимо национализации системно значимых банков, правительства могут покупать обычные банки, чтобы спасти их от банкротства. Например, в 2009-2011 годах правительство Украины стало мажоритарным владельцем Укргазбанка, Родовид Банка и Банка Киев. Они не имели системного значения, но правительство решило купить их, чтобы предотвратить их крах. Тем не менее, последние два были ликвидированы, поскольку национализация не соответствовала передовой практике управления в указанных банках, и они продолжали участвовать в сомнительных схемах предоставления кредитов заемщикам с низкой кредитоспособностью.
Для достижения различных целей экономического развития
Правительства также могут создавать государственные банки для достижения различных целей экономического развития, которые не всегда получают финансирование от частных банков. Например, инвестиции в технологические проекты на ранней стадии, финансирование государственных инфраструктурных проектов и поддержка приоритетных секторов, определенных правительством.
Однако опыт Украины с государственными банками оказался не очень успешным. Например, Украинский банк реконструкции и развития был основан в 2004 году для поддержки инвестиционных проектов. Он должен был стать основным кредитным инструментом для «стратегических секторов» украинской экономики, но полностью провалился и был продан китайскому инвестору.
Государственные банки могут иметь и социальные функции. Поскольку основной целью частных банков является получение прибыли, они могут не присутствовать в нерентабельных местностях, таких как сельские и отдаленные районы. Однако и там люди нуждаются в финансовых услугах. Государственные банки могут заполнить этот пробел.